Москва – огромный уникальный мегаполис с большим количеством возможностей и не меньшим количеством проблем, одна из которых – многонациональный состав населения столицы.
Сосуществование в перенаселенном пространстве разных культурных традиций, религиозных конфессий, национальных ментальностей – это не всегда лёгкий и бесконфликтный процесс. В современный период глобализации и космополитичности данная проблема является общемировой.
Устаревшие модели естественной или насильственной ассимиляции, известные на протяжении истории человечества, в настоящий момент повсеместно заменяются моделями создания поликультурного общества, но и эти процессы не всегда проходят гладко. Вспышки экстремизма, националистических настроений, нетерпимости к людям другой национальности, культуры или вероисповедания, несомненно, усложняют и без того непростую жизнь в мегаполисе и особенно опасны и трагичны в молодежной и подростковой среде.
Следует понимать, что поликультурное устройство общества является объективной и единственно возможной реальностью на современном этапе развития человечества. И, следовательно, нам необходимо научиться жить в мире, согласии и взаимоуважении между людьми разных национальностей и научить этому наших детей.
Не нужно забывать, что именно взрослые всегда в ответе за то, что происходит в детской и подростковой среде. Ребенку изначально, базово в силу психологических особенностей возраста чуждо чувство неприятия кого-либо или чего-либо. Поэтому все процессы, происходящие в детской среде, есть не что иное, как проекция настроений и мировоззренческих позиций взрослых.
Полностью отдавая себе отчет в педагогической ответственности за воспитание толерантного отношения в многонациональном обществе, за необходимость формирования гражданской идентичности и этнокультурной принадлежности на основе уважения к культуре разных народов Российской Федерации и всего мира был создан и реализуется социально-воспитательный проект " Я Не Чужой".
В систему ежегодных мероприятий, согласно годовой циклограмме проекта, входит целый ряд конкурсов, праздников и фестивалей. Для учащихся средней и старшей школы проводится ток-шоу по тематике проекта.
Ключевыми мероприятиями проекта являются фестивальные дни "День народной игры, игрушки и народного промысла " С чего начинается Родины", который проходит в международный день толерантности, и «Праздник моего народа», приуроченный ко дню Великой Победы.
Дети и подростки разных национальностей, которые учатся вместе в одной школе и одном классе с увлечением рассказывают о традициях своего народа и с не меньшим интересом слушают выступления своих товарищей. В культуре каждого народа есть много самобытного и интересного, в то же время немало общих черт, основанных на таких общечеловеческих ценностях, как дружба, любовь, уважение к старшим, гостеприимство, гордость за свою родину, большую и малую. И, разумеется, одним из наиболее ярких примеров взаимной поддержки, понимания и единства всегда будет для новых поколений подвиг советского народа в Великой Отечественной войне, объединивший разные народы и национальности в борьбе против фашизма. В современном мире так же есть общий для всех национальностей враг – это терроризм, экстремизм, национализм, неофашизм. Этот дракон, способный разорвать на части любое, даже самое благополучное общество. Нам необходимо помнить об этом и научить понимать это наших детей.